Традиции славян в Праздник Сретения Господня


С Праздником Сретения Господня!


В народе этот день назывался Сретение, Сретенье, Сретеньев (Сустретьев) день.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим и наиболее почитаемым праздникам христианской церкви. Простыми же крестьянами он воспринимался в первую очередь как переломное время года, граница между зимой и весной -- зима с летом встречается, солнце на лето, а зима на мороз поворотила (хоть и говорили в народе: "Покров не лето, а Сретение не зима", но сретенские морозы славились в народе своей жестокостью. Возможно, именно поэтому русские крестьяне говорили, что на Сретение не стоит ездить в дальний путь; да и после сретенских морозов советовали не доверять зиме и не выезжать в дальнюю дорогу на санях). Празднику этому давали в народе и другие названия: например, в северо-западных регионах Руси Сретение называли Громницы (у поляков -- день Громничной Божией Матери, называемой также Медвежьей (Matko Bosko Niedžwiedzio). Это название связано с поверьем поляков, сербов, болгар, гуцулов о том, что на Сретение медведь первый раз выглядывает из берлоги, дабы взглянуть на рождающееся солнце; если в этот день он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит ещё шесть недель -- до Алексея тёплого (17 марта старого стиля), т.к. сорок дней ещё будут стоять холода).

В некоторых губерниях Великороссии на Сретение принято было обходить домашние постройки и всё хозяйство с иконой Спаса или Сретения Господня; когда икону заносили обратно в дом, вся семья с домохозяином во главе падала ниц и восклицала: "Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас". В Малороссии и некоторых великорусских областях принято было на Сретение освящать в церквях воду (возможно, обычай этот возник на основании древнехристианского обычая освящать воду в начале каждого месяца).

В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды на Сретение судили о том, каким будет лето и будущий урожай. По народной примете, "какова погода на Сретение, такова и весна будет", "коли на Сретение метель дорогу переметает, зима будет протяжная, а ежели случится оттепель -- жди ранней весны (по другой примете -- оттепель на Сретение -- "к худой и гнилой весне")", "ежели в канун Сретенья звёзд на небе много, то зима ёще нескоро зачнёт плакать, весны ещё долго дожидаться" и т. д. По наблюдению крестьян, снег На Сретение предвещает хорошие летние дожди ("на Сретенье снежок -- весною дожжок"), капель -- урожай пшеницы, а ветер -- плодородие фруктовых деревьев. Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом, по народному убеждению, будут льны хороши. Если в Сустретьев день по дороге несёт снег, значит, уродится хлеб; на Сретение утром снег -- к урожаю ранних хлебов, в полдень -- средних, а к вечеру -- поздних. Земледельцы говорили: "если на Сретенье снег через дорогу передувает -- сей просо; если же оттепель и капель, то сей пшеницу"; "если на Сретенье петух напьётся воды (имеется в виду, что примерно со Сретения приходит весенне тепло: "на Сретеньев день от воробья стена мокра (т. е. начинает притаивать снег на стене). С другой стороны, около этого дня часто случаются морозы) -- наберётся пахарь беды" (зима будет долго длиться, поэтому хозяева берегут хлеб и пшено). По погоде в этот день судили также и об урожае трав, для чего бросали поперёк дороги палку и наблюдали: если снег заметал её, то считалось, что и корм для скота подметёт, травы не уродятся.