Традиции славян в праздник Рождества Христова

С Праздником Рождества Христова!

Коляда, Рождественский сочельник, Навечерие Рождества Христова -- к этому дню, называемому сочельником или сочевником, оттого, что в это время на ужин подаётся сочиво, т. е. подслащённая каша без скоромной приправы, в народе приурочивалось множество обычаев, едва ли не больше, чем к самому празднику Рождества Христова.

В сочельник предписывалось полное воздержание от пищи вплоть до позднего вечера, до появления первой звезды, знаменующей рождение Сына Божия. По окончании же поста семьи приступали к святой рождественской вечери, которой повсеместно придавалось большое значение. С появлением на небе вечерней зари поселяне возжигали у образов лампады, ставили перед иконами восковые свечи, читали вслух молитвы.

У русских главными блюдами в сочельник были кутья (каша из разных круп, обычно разведённая мёдом) и взвар. Кутью обычно готовили из зерновой варёной пшеницы или ячменя, а взвар -- из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде или на меду. Так, малороссы в канун Рождества Христова для вечерней трапезы в одном горшке готовили пшеничную кашу, а в другом -- варили в меду яблоки, груши и сливы, после чего оба горшка ставили на покути, в переднем углу. Иногда кутью так и оставляли там "до новой кутьи" накануне Богоявления. (Так же и у сербов, хорватов и др. кашу варили накануне дня св. Варвары (отсюда её название -- варица), а ели уже холодную только на третий день, после Саввы, на Николая (19 декабря); отсюда и песня: "Варварица вари, а Савица лади, Николица куса".)

Помимо кутьи и прочих каш на стол в сочельник подавались и другие блюда, например, блины и печенье. Традиционным праздничным блюдом у всех славян были пироги (обычно пшеничные) или обрядовый хлеб. Например, на Украине (в Закарпатье) и в Словакии хозяйки под Рождество Христово выпекали праздничный пирог, называемый карачун. Название карачун (корочун, керечун, кречун, крачун), по всей видимости, образовано от общеславянского глагола korčiti -- "идти, шагать". Так называли и сам праздник Рождества (украинское, болгарское, сербское, словацкое крачун, керечун, крачон, kračun и т. п.), и его сочельник (крачун, Керечун вечер, Craciunul и др.), а также Святки, рождественский хлеб или деревце, родившегося в день Рождества Христова человека, иногда -- зимний или летний солнцеворот. У сербов сам хозяин утром на первый день Рождества Христова замешивал хлеб "вечелицу" или "чесницу": веселица -- от веселья, но, также, возможно, и от света; а чесница -- от честного хлеба. В Славонии рождественский хлеб называли "крвавица", у чехов -- "štědrovka", "vánočka", "pletenice", а у поляков -- "strucla". Праздничный хлеб обычно делали круглым (иногда -- с изображением креста) или в виде плетёнки, а в середине делали ямку и насыпали туда зёрна разных злаков, клали чеснок, различные травы, втыкали стебель овса или пихтовую веточку, ставили баночку мёда и освящённую воду. Иногда пекли не один пирог, а несколько.


К рождественскому хлебу все относились с особым почтением. Его нередко оставляли на столе до самого Нового года или даже до Богоявления и только тогда начинали есть, при этом его делили между всеми членами семьи.

В Рождественский сочельник весь стол уставляли всевозможной снедью, и из-за этого обычая его в народе нередко называли Щедрым вечером или Богатой кутьёй, либо Щедрой колядой (собственно, в народной традиции весь святочный цикл нередко называли Колядой, и при этом Рождественский сочельник (а иногда -- Васильевский вечер) называли Первой (или Богатой) колядой, а Крещенский -- Другой (или Второй, Бедной, Постной) колядой. В некоторых местах Первую колядку также называли Голодной (из-за поста, который соблюдали до самого вечера в канун Рождества Христова). А так как обязательным блюдом святочного периода являлась кутья, то канун Рождества мог именоваться также Первая кутья, канун Васильева дня (Нового года) -- Другая (Вторая) кутья, а Крещенский сочельник -- третья кутья). Трапеза в сочельник по обычаю проходила в благоговейной тишине.


В славянской народной традиции праздник Рождества Христова воспринимался как переломное время года -- в частности, его считали началом зимы. Например, в одном рукописном сборнике XVII в. говорится: "Месяца декемврия в 25-й день еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима". В день Рождества Христова солнце играет на восходе (в народе считалось, что солнце играет пять раз в году: на Рождество, на Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение и Иоанново рождение). Считалось, что "аще случится Рождество Христово в неделю (т .е. в воскресенье), будет зима растворена, весна мокра, лето сухо, осень ветрена, всем радование,... плодов изобилие, четвероногим множество, мёд мног, -- юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро". Согласно приметам разных мест, снег в Рождество -- к урожайному год (чаще всего имели в виду урожай на хлеб, а иногда -- вообще урожай (на разные плоды), напр. "Если на Свят вечер идёт снег, в будущем году хорошо уродятся яблоки и орехи), а если будет метель -- пчёлы будут хорошо роиться; если в Рождество день тёплый -- хлеб будет тёмный, густой; на Рождество путь хорош -- к урожаю гречи; богатый иней и туман на Рождество -- к урожаю хлебов (в Архангельской губернии считали, что безветрие во время Святок и много инея на деревьях -- к доброму году; сверкающий искрами снег -- год будет ягодный); а если небо звездисто -- к урожаю на горох; какова погода после Рождества, такова будет и после Петрова дня; если в Рождество на небе новый месяц, то год будет неурожайным.


Считалось, что "коли в кутью небо звездисто -- будет много ягод"; "какова богата под Рождество опока (иней) на деревьях, таков и цвет будет на хлебе"; "коли в Кутью тропинки черны -- урожай на гречу"; "если перед Рождественским сочельником случится иней, то хлеб нужно сеять только до Петрова дня, а если иней случится после сочельника, то можно сеять и после Петрова дня"; "ясные дни в Рождественский пост -- к хорошему урожаю" и т. п.

Обычай колядовать в Рождественский сочельник известен повсеместно; состояла коляда в том, что парни, девушки и мальчики или вообще ребятишки собирались группами и, переходя от одного двора ко другому, пели, а иногда даже устраивали небольшие представления под окошками или в избах. Песни их были самыми разными: они могли исполнять в честь праздника Рождества Христова, песнями могли поздравлять хозяев и желать им всяческих благ, а иногда они были просто увеселительными, потешными (так, при колядовании нередко пелись частшки и прибаутки). Хозяева же дома, у которого исполнялись колядки, должны били непременно одарить колядующих деньгами или едой, колядующих в домах встречали обычно очень радушно. Особым почётом окружались так называемые славильщики -- особые группки колядующих, в ночь под Рождество или в сам день Рождества ходившие по дворам и славившие Христа. В сочельник "со славой" носили преимущественно ребятишки, которые носили с собой звезду (звезда делалась из бумаги величиной с аршин, раскрашивалась красками и освящалась свечами), пели тропали и кондаки Праздника, а в конце вставляли призказки типа: "Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, в яслях положила. Звезда ясно сияла, трём царям путь показала -- три царя приходили, Богу дары приносили, на колени припадали, Христа величали". Таких христославов во всех домах принимали очень гостеприимно; оделяли мелкими деньгами, пшеничными пирогами, блинами, баранками и т .п.


В некоторых местах ходили колядовать не только ребятишки, но и молодёжь, которая потом на вырученные таким образом деньги нанимала избу для святочных посиделок. А на следующий день, в самый праздник Рождества Христова, в качестве славильщиков выступали уже по большей части взрослые, ходившие с вертепом (переносным кукольным театром, обычай этот возник примерно в начале XVII в. В Сибири вертеп представлял собой двухъярусный ящик с деревянными фигурами внутри: в верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем -- иродиадины пляски, и всё это освещалось свечами) и тоже собиравшие за славление подарки в виде пирогов и денег. В Сибири один из славильщиков специально носил кузов для сбора пирогов, а другой -- тарелку для денег. 

Обычай славления некогда соблюдался как в небольших деревнях, так и в столице и крупных городах. Судя по различным историческим источникам, в праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя с праздником в его палаты, а оттуда все шли с крестом и святой водой к царице и другим членам царского семейства. Сам государь также участвовал в этом обряде. Например, во времена Петра Великого в Москве шествие славильщиков возглавляли двое барабанщиков, а за ними в санях ехал царь с князьями, боярами и придворными. Входя в дом, славильщики пели стихиры и поздравляли хозяина, а тот в благодарность должен был поднести царю и прочим славильщикам деньги и угощение. Царских славильщиков записывали в особые списки и за неявку наказывались плетьми. На славление специально отпускались казённые деньги: так, во времена царствования императрицы Екатерины II на Рождество Христово певчим выделялась т. н. славленная дача, а в расходной книге Чудова монастыря под 1645 г. записано, что "в праздник Рождества Христова много роздано денег рождественским славильщикам, придворным певчим и крёстным дьякам". 

Особое значение в Рождество придавалось рождественскому деревцу -- обычно хвойному молодому (при этом, впрочем, вместо хвойных деревьев иногда использовали фруктовые деревца либо отдельные ветки, а в Болгарии порой делали жердь с крестообразной подставкой, на которую клали позолоченные яблочки). Называли это дерево по-разному: как и другие обрядовые деревца (словацкое hajik, польское gaik, goik (роща) и другое); ряд названий давался в честь праздника (чешское vánočni stromek, словацкое vianočný stromček, kračunne drevo, польское drzewko wigilijne, nowe latko, моравское nové léto  и другое; а также чешское kristův strůmek, словацкое krispán, Kriskindel (Младенец Христос), Jezulan, Jezulanka (Младенец Иисус)); одни названия обозначали деревце как приносящее благословение (моравское štešti, ščastička (счастье), polažnnička, словацкое polaznik, polaznica, польское polaznik, polaznica (полазник), моравское ščedrák (приносящий щедрость), vinše (благопожелания) и прочее), а другие -- отражали обычай украшать деревце плодами или изготовлять его из веток плодовых деревьев (польское sad, болгарское ябълка, търничка и т. п.). 

За рождественским деревцем ходили обычно накануне праздника, в сочельник; как правило, его добывал либо хозяин дома (один или с сыном), либо молодёжь. В некоторых местах хвойные деревца и ветки разносили по домам участники обходов -- полазники (польское), колядники (восточно-моравское) или пастухи, обходившие дома с благопожеланиями (моравское, словацкое). Собственно, и само рождественское деревце нередско являлось атрибутом таких обходов. Например, в Болгарии оно служило отличительным знаком коледарного "царя" (державшего его в руках во время произнесения благопожеланий), а в южной Моравии колядники на Рождество носили по домам "счастье" -- большую ветвь, украшенную лоскутками и яблоками (её вставляли в горшок, а под ней размещали имитацию хлева с фигуркой новорожденного Христа, и над этим сооружением исполняли благопожелательные песни). 
Принесённое в дом рождественское деревце хозяева украшали фруктами, колосьями и орехами ((или вообще всеми земными плодами), сладостями, печеньем, бумажными цветами и лентами, а у болгар ещё и полосками ткани с нашитыми на них монетами и зеленью. Затем его подвешивали над столом верхушкой вниз или устанавливали на праздничном столе либо на скамье возле стола, а еловые ветки и верхушки деревьев втыкали над дверью и за окнами, на фасаде под крышей, на заборе или на шесте перед окнами, втыкали за образа, вешали в амбарах, над дверями хлевов и овчарен. Деревцами, ветками, цветами и венками из еловых веток в рождественский период украшали и церкви. В Словакии хозяева в сочельник втыкали хвойные деревца или их верхушки над дверями всех хозяйственных построек, а в Люблинском воеводстве рождественскую ёлку называли stryї (т. .е "страж") или Aniol-stroz (т. е. "ангел-страж") и ставили во дворе для защиты от воров и злодеев. 


После Рождества деревце обычно оставляли в доме до Нового года, Богоявления (т. е. конца святок) или Сретения, а затем выносили во двор и втыкали в навозную кучу или сжигали. Реже деревце выносили из дома сразу после рождественского ужина либо, наоборот, сохраняли до следующего Рождества.