Традиции славян в Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

С Праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы!

В народе этот день называли Введение, Введенье, Третья Пречистая (в отличие от праздников Рождества и Успения Богородицы -- Второй и Первой Пречистой). Существовали песенные сказания, повествующие о посвящении Марии Богу и прославляющие Её, Богородицу: "Ты во церковь приведеся, / Архиереом воздадеся и от ангел предпочтеся. / Приведутся девы, ближние Ея, / Во след Ея во Святая Святых! / Захария сликовствует, / Пророчески извествует, веселяся торжествует. / Руце старец простирает, / Царицею называет, сладкими гласы воспевает: / Днесь подъемлет старец Деву, / Да возведет Еву, да разрушит клятву древню. / Ева, ныне веселися: / Се Дева днесь явися, на Престоле спосадися. / Дух Святый осеняет, а Дева принимает; / Трилетна всем Ся являет: / Прилетают херувими, окружают серафими, / Поют гласы трисвятыми. / Ангел пищу принашает, А Дева принимает; / Кверху руце простирает..." и т. п.

К этому времени зима обычно начинает крепнуть, стужа усиливаются (наступают так называемые введенские морозы), а день заметно укорачивается, солнце всё меньше задерживается на небосклоне. Уже устанавливается прочный зимний путь, хотя его могут ещё порушить введенские оттепели. Так что у рууских об этом празднике говорили: "Введение ломает ледение" или "Введенье разводит леденье" (Тульская губерния), На Введенье -- толстое леденье" (Рязанская губерния), "Введенские морозы зимы не ставят" (Московская губерния), "Введение пришло -- зиму привело", "На Введение зима вводится", "Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили" и т. п.
С Введением связывались различные народные приметы о погоде и будущем урожае. Например, считалось, что "если до Введенья снег выпадет, то растает, а если после Введенья снег пойдёт, то зима ляжет"; "В Введенье мороз -- все праздники морозны, тепло -- все праздники теплы"; "Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубоки закрома: будет богатый урожай хлебов" и т. п.

В русских сёлах на Введение традиционно устраивались зимние гулянья, катания на санях и с гор, проводилась первая проба установившегося (если, конечно, не случалось оттепели) санного пути. В этот день ребятишки скатывались с горок на санках и ледянках, распевали: "Введенье пришло, / Зиму в хату завело, / В сани коней запрягло, / В путь-дорожку вывело, / Лёд на речке вымело, / С берегом связало, / К земле приковало, / Снег заледенило, / Малых ребят, / Красных девчат / На салазки усадило, / На ледянке с горы покатило!.." и прочее. А взрослые на Введение посещали первые в этом году зимние торги и санные ярмарки. Например, в Москве Введенская ярмарка устраивалась на Лубянке, где были санные ряды (на Введенских ярмарках, впрочем, продавали не только сани: тут предлагали и разные иные товары, в частности продукты к введенскому пиршеству. На Поморском берегу Введенскую ярмарку называли ещё рыбной, т.к. на ней продавали большое количество промысловой рыбы); туда свозили на продажу сани из разных мест. Сани были на любой вкус и карман: большие и маленькие, будничные и праздничные, расписанные яркими красками и украшенные витиеватой резьбой. Наиболее ценились галицкие узорчатые сани с позолотой, которые могли позволить себе только очень богатые люди. Торговцы, завлекая клиентов, распевали: "Вот санки -- самокаты, / Разукрашены -- богаты, / Разукрашены -- раззолочены, / Сафьяном оторочены! / Введеньев торг у двора, / Санкам ехать пора!"

Первые санные выезды везде сопровождались особой торжественностью. Например, к Введению, как и к Масленице, приурочивался обычай "казать молодую", т. е. вывозить на люди, на всеобщее обозрение, недавно вступившую в брак пару. Все родные и знакомые поутру собирались в доме, где жили молодожёны, чтобы посмотреть, "как поедет молодой князь со своею княгинюшкой". Перед выездом устраивалось столование -- всеобщее угощение, которое, правда, прерывалось на середине (на полустоле) отъездом молодых на катание; но по их возвращении все снова садились за стол, и пиршество продолжалось. Свёкор со свекровью, провожая молодых, просили остальных поезжан беречь невестку от всякой беды: "Ой вы гости званые, / Званые -- прошоные! / Ой вы братья-сватья, / Ой вы милые! / Выводите вы нашу невестушку / На то ли на крыльцо тесовое, / Вывозите нашу свет-княгинюшку / Белою лебёдушкой... / Берегите-стерегите её: / Не упало бы из крылышек / Ни одного пёрышка..." и т. .д. Для праздничного выезда подбирались обычно лёгкое сани, желательно новые, украшенные резьбой, росписью, позолотой. Сани, приличествующие молодожёнам, назывались княжескими, или с выводами. Молодые, наряженные в лучшие одежды (иногда -- в те, в которых стояли под венцом), ехали впереди, а за ними пристраивались в своих санях гости, составлявшие санный поезд. Когда процессия катила по селу, молодожёны кланялись всем встречным, показывая себя; остальные же поезжане распевали песни, ели сладости, пили мёд и выкрикивали здравицы в честь молодых. Накатавшись, все возвращались в дом, где их уже поджидали свёкор со свекровью; они принимали невестку из рук молодого, кланялись поезжанам и благодарили за то, что уберегли молодую. Потом молодые входили в дом, а за ними следовали гости, которые садились за стол и продолжали пир.

В Лесковацкой Мораве женщины, страдавшие бесплодием, совершали на Введение паломничество к монастырю Богородицы и там ночевали в надежде исцелиться.