Традиции славян в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

С Покровом Пресвятой Богородицы! 

Чудесное явление Богоматери во Влахернском храме представлялось знамением небесной защиты города от сарацин; таким же образом описывал его и русский духовный стих: "Подошли враги к царству Грецкому, / Угрожают ему войной-гибелью; / Обложенные пришли в Божий храм, / Плачут-молятся, просят помощи. / Услышала Мать Божия молитву их, / Она сошла с Небес во Божию церковь... / И вознесли Пречистая молитвенный глас / Ко Своему Сыну ко распятому, / Всех людей Благодетелю и Защитнику: / "Сыне Мой, Иисусе Мой! / Услыши Ты нас с высоты Небес, / Защити и нас, грешных людей!" / В руках Богородицы был омофор святой: / Омофором тем покрыта Она / Благодатным души скорбные".

Покров приходился на свадебное время -- на ту пору, когда в сельскохозяйственном быту заканчивались все важнейшие сельскохозяйственные заботы и хлопоты страдной поры, появлялись деньги от продажи нового урожая. Именно в эти предзимние недели крестьяне начинали думать о свадьбах, присматривать пары своим детям: срочные и необходимые дела вроде полевых работ теперь не мешали веселью, да и об угощении сразу после уборки урожая беспокоиться не приходилось. В народе говорили: "Придёт Покров, девке голову покроет", "Покров землю и девку покроет", "Покров землю снегом покроет, а девку -- платком" и т. .д. Девушки на Покров одевались в нарядную одежду и красовались перед парнями, высматривая себе женихов.

С Покрова в русских сёлах начинались ежевечерние беседы, засидки: "Пришёл Покров -- конец хороводам, начало посиделкам". Для посиделок девушки собирались в одну избу (обычно девушки собирались в доме вдовы, которая за небольшую плату (деньгами или продуктами) пускала к себе молодёжь на вечёрки. Нередко делали и так: по воскресеньям устраивали праздничные вечёрки в одной избе, а в будни девушки, окончив домашние дела, собирались друг у друга по очереди на посиделки для совместной работы) и занимались шитьём и прядением: "Зазимье пришло -- засидки привело", "Пряхи с Покрова по ночам засиживают". Однако на посиделках не только занимались рукоделием, но и веселились, причём вместе с парнями (так что именно на совместных беседах складывались будущие брачные пары (недаром про покровские вечеринки говорили: "женихаются". Правда, те пары, что в это время только начинали формироваться, обычно не вступали в брак ранее будущего года: "Не покрыл Покров, не покроет и Рождество" (т. е. если девушка не нашла себе жениха к Покрову, то ждать ей до февраля -- новых свадебных недель)). В Покров, когда открывали сезон посиделок, молодёжь вообще не работала, а только плясала, пела (например, "Покров праздничек приходит, / Что-то нам он приготовит? / С другом милым ли венчанье, / С нелюбимым ли страданье? / Иль велит в девках остаться, / Замуж больше не сбираться..."), играла, словом, развлекалась. Иногда устраивали угощение в складчину: так, на Алтае девушки, сходясь на беседу, собирали со всех дворов молоко, масло, муку, пшено и прочие продукты и стряпали общий ужин -- пекли блины, варили пшеничную кашу и петухов (поэтому и праздничная трапеза у них называлась "петухов варить"). К ужину на вечеринку являлись и парни, которые приносили девушкам подарки: конфеты, пряники, орехи, а иногда и личные подарки для своих избранниц. Удачливой считалась девушка, которой парень на Покров преподнёс какой-либо подарок (за исключением ножниц и иголки), т.к. это означало, что пара вскоре вступит в брак: "Если миленький колечко / Подарит в Покров, любя, / Должно знать, моё сердечко, / Полюбилась ему я".

Покров в народе называли "первое зазимье", т. е. начало зимы: "На Покров до обеда осень, а после обеда -- зимушка-зима", "Покров землю покроет то листом, то снежком", "Покров не лето, Сретенье не зима", "С Покрова зима начинается, а с зимних Матрён на ноги встаёт, морозы налетают". В народе считали, что на Покров непременно бывает снегопад: "На Покров зима землю снегом покрывает", "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается"; а уж если снега не будет, то это дурная примета, знак бесснежной зимы: "Покров наголе (т. е. без снега) -- так и Екатерина наголе". По состоянию природы (ветру, листопаду и снегопаду, поведению животных и птиц) в день Покрова крестьяне смотрели о погоде последующих праздников, характере предстоящей зимы и будущем урожае: "Какова погода на Покров, такова и зима", "С какого краю на Покров ветер подует, оттуда и будет дуть всю зиму" (Воронежская губерния), "Коли на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна" (Тульская губерния), "Если на Покров ветер с юга, зима будет тёплой, а если с севера -- холодной", "Откуда ветер на Покров, оттуда и морозы начнутся", "Если дист с дуба и берёзы на Покров упадёт чисто -- к лёгкому году, а не чисто -- к строгой зиме", "Отлёт журавлей до Покрова -- на раннюю, холодную зиму", "Коли белка до Покрова чиста (т. е. вылиняла), то зима будет хорошая", "Если заяц до Покрова не выбегает, то очень будет длинная", "На Покров снег -- и в Дмитриев день снег" и т. д. 

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: конопатили мхом и молились: "Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяев добром". Рачительные домохозяева советовали: "Чини избу до Покрова -- не то не будет тепла", "Захвати тепла до Покрова (т. е. вычини избу)", "Не ухитишь (т. е. не проконопатишь избу) до Покрова -- не будет такова". С Этого дня начинали топить в жилых горницах печи. В Тамбовской губернии на Покров топили непременно яблоневыми дровами, полагая, что от этого в доме всю зиму будет тепло. Хозяйки пекли на Покров блины, и это называлось у них "запекать углы".
К Покрову заканчивалась уборка хлеба, хозяева увозили с полей последние снопы и складывали их в ригах или овинах -- для последующей просушки и молотьбы. Завершалась и уборка овощей с огородов: "Пречистая Мать (Успение Богородицы) засевает, а Покров собирает", "На Покров -- последний сбор плодов". Девицы и женщины брали по лесам последнюю ягоду, собирали грузди и рыжики. С этого дня во многих местах возобновлялись осенние торги, начинались Покровские ярмарки, распродавалась часть нового урожая, и в народе по этому поводу приговаривали: "Приспей товарец к Покрову, сдам на Покровской ярмарке", "Подожди до Покрова, весь долг выплачу" .

С завершением основных полевых работ у мужского населения появлялось много свободного времени, поэтому многие парни и даже некоторые мужики, особенно владевшие каким-либо ремеслом, отправлялись на заработки; другие же в это время возвращались, отработав, домой. В Покров производился расчёт пастухов и срочных рабочих. Собственно, в этот день издревле был одним из основных сроков наймов и сделок: рабочих часто нанимали на год, от Покрова до Покрова, либо устанавливали срок от Покрова до Евдокеи, от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения. 

Покров был граничным сроком и в разных промыслах. Например, в Сибири к этому дню прекращалась охота на медведя, т. к. в эту пору он залегает в берлогу, но зверопромышленники при этом примечали: «Если до Покрова падёт снег, то до св. Логина зайдут медведи в берлоги; а если до Покрова не будет снега, то медведь долее погуляет на воле». С Покрова охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и прочую пушную дичь, а в низовьях Енисея с этого времени начинался лов омулей.