Традиции славян в Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

С Праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста!

В народе этот день назывался Воздвижение, Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустницы (Капустки). В древнерусских хрониках Воздвижение именовалось Ставровден (Ставров день. От греческого stauros – крест. Имелись и другие народные названия того же типа: у русских – честной день (от «честной крст»), у украинцев – честный хрест, у сербов – крстовдан, у болгар – кръстов ден и т .п.). 

На праздник Воздвижения Креста полагается пост, запрещается скоромная пища. Русские крестьяне говорили: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а всё а него – пятница-середа, постная еда», «Кто не постит Воздвиженью – Кресту Христову, – на того семь грехов воздвигнутся», «У кого на столе о Воздвиженье убоина, тот все свои молитвы убивает». 
В честь Воздвижения служили общественные молебны и устраивали крестные ходы вокруг селений. В некоторых местах священник совершал обходы домов и полей с молитвами о будущем урожае. В память о Воздвижении Креста Господня в этот день подымали иконы в церквах и кресты на строящихся храмах, устанавливали придорожные кресты и строили часовни-обыденки (обыденные часовни и церкви строили, как правило, по обету, чаще всего – всей общиной за один день). 

В крестьянской среде этот праздник воспринимался как начало осени, когда всё в мире «сдвигатся» вместе с уходящим летом; потому-то день этот и называли Вздвиженьем или Сдвиженьем. Считалось, например, что утром на Воздвиженье, как и на Пасху, солнце «здвигается» (т.е. играет лучами, переливается всеми цветами радуги). Отмечая приближение зимних морозов, в народе говорили: «Пришло Сдвиженье – кафтан с шубой сдвинулся», «Сдвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «На Вздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась», «Сдвиженье задвинет зипун, подвинет шубу», «Со Сдвиженья шуба за кафтаном тянется», «В Здвижение одежду сдвигают», «Кожух iз свитою здрiгаються», «В Воздвиженье Господь землю на зиму запирает», «Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собою за море уносит», «»Гад не движется, а хлеб в поле сдвинется», «Воздвиженье оень навстречу зиме двигает», «На Вздвиженьев день лето на зиму сдвинулось», «Здвигається земля з лiта на зиму», «На Воздвиженье зима с бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, – сем-ка я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, мужика навещу», «Воздвиженские зазимки мужику не беда, что-то скажет Покров-батюшка» и .т. 

Вместе с уходящим летом на Воздвижение исчезают, прячутся по норам многие звери; медведь залегает в берлогу (залетает в зимнюю спячку до Благовещения), а птицы – журавли, стрижи и пр. – «сдвигаются» в отлёт, отправляются в далёкие тёплые края.  Змеи и прочие гады тоже отправляются на зимовье: «Здвиженье – змеиный праздник». 

Поскольку праздник Воздвижения воспринимался как каленжарный рубеж, граница между двумя сезонами, в народе его считали пограничной датой для начала или окончания различных работ – таких, как сев озимых, уборка овощей, хлебов и кукурузы, сбор фруктов, ягод и пр. Русские к Воздвижению закачивали уборку льна и конопли и принимались «мять куделю», т.е. обрабатывать волокнистые стебли. У сербов в «крстовдан» начинали сажать плодовые деревья, причём первую выкопанную под саженцы яму старательно утаптывали ногами, чтобы ветки «крстиле се» (сходились крестом); с этого же дня начинали озимый сев, и в честь него устраивали праздничный обед. В Карпатах на Воздвижение заканчивали летний выпас овец. В Черногории и Боснии в этот день доставали из ульев мёд. 

В некоторых местах на Вздвижение собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их целебными. У украинцев (Чернигов) – васильки, которыми в праздник украшали распятие, у сербов – базилик и чабер, в македонской традиции в Воздвижение в церкви раздавались букеты. 

В русских селениях на Вздвиженьев день по различным приметам судили о погоде и плодородии в будущем году. Например, считалось, что «если гуси на Воздвиженье летят высоко, то половодье будет высоким, а если низко – мелким», «Коли на Здвиженье сивер, так летом тепло будет» и т.д. 

К Воздвижению заканчивалась уборка зерновых культур, наступала пора обмолота. Крестьяне говорили: «Пришло Сдвижение – хлеб с поля на гумно сдвинулся», «На Воздвижение последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится» и т.п. Помимо молотьбы с Воздвижения принимались за рубку капусты: «Воздвиженье – капустный праздник», «На Воздвиженье – чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Воздвиженье первая барыня – капуста», «Смекай, баба, про капусту: Вздвиженьев день пришёл!», «И плохая баба о Воздвиженье – капустница», «На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой» и т.п. Рубили капусту в каждом хозяйстве, но нередко помогали друг другу, например, в Сибири «на капустку» женщины приглашали соседок; те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником, а хозяева в ответ потчевали их специально для этого случая сваренным пивом и ужином, главным блюдом которого был капустный пирог; оканчивался праздник песнями, плясками и играми.

С Воздвижения в русскмх сёлах начинались девичьи вечеринки, длившиеся обычно две недели и называвшиеся «капустницы», «капустники», «капустки», «капустенские вечера». По сути это были своеобразные девичьи смотрины, подобные тем, какие совершались на Святках. Происходили они как в деревнях, так и в городах. Например, в Тульской и других губерниях на Воздвижение капустницы – нарядные девушки в богатых уборах – ходили по домам рубить капусту;хозяева к их приходу специально приготавливали стол с закусками. Следом за девицами шли молодые парни с гостинцами – высматривать себе невест. А вечером после обхода устраивались молодёжные гуляния, игры и хороводы, сопровождавшиеся жениханиям (ухаживаниями). Девицы в это время пели особые песни: «Вейся ли, вейся, капуста, / Вейся ли, вейся, белая! / Во саду ли во зелёном / Гуляй, душечка родная. / Как вечор на капусту, / Как вечор на белую / Частый дождик поливал. / А кругу молодец гуляет, / Себе пару выбирает: / Лизавету – по совету, / А Настасью – по согласью. / Я Алёнушку люблю, / Шёлковый платок куплю, – Сто рублей заплачу. / Сто рублей нам нипочём – / Гуляй девка с молодцом!» и т.п.