Традиции славян в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

В народе этот день назывался Малая Пречистая, Богородичен день, Госпожинки, Вторая Пречистая или Госпожа Вторая (для отличия от Праздника Успения Богородицы – Первой, Большой Пречистой), Госпожка Богатая, Осенины (вторые), Пасиков день (т. к. в это время убирали пчёл с пасек), Луков день (т.к. с этого времени начиналась уборка лука), Поднесеньев день и т. п. Ещё известны названия Спожа, Большая Спожка, Аспожка или Аспасов день; в этих наименованиях смешано троякое производство: Спас, Госпожа и пожни – после жатвы. Так же часто называлась и вся неделя до дня Рождества Богородицы. 

В XIX-XX вв. праздник Госпожинок справляли иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее были торжества. К празднику готовились заранее: хозяева варили пиво: обычно по числу ожидаемых гостей и по достатку, по большей части от 10 до 15 корчаг), закалывали овцу или барана из своих, а также покупали говядину, бычью голову и ноги для студня, доставали рыбу для кулебяки и обязательно пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. На стол выставлялись разнообразные плоды нового урожая. И хозяева при этом не скупились: угощение по поводу Рождества Богородицы обычно бывало одним из самых пышных в году. 

За день или два до праздника по селу обычно пробегали малолетки, скликавшие на пиршество родственников, и в первую очередь тех, которые сами в состоянии были оплатить угощение на своём празднике. Обязательным в это время было гостевание породнившихся семей: например, тесть с тёщей, по древнему обычаю, непременно приглашали а гости зятьев с семьями, даже если не рассчитывали на ответный приём. Обычай этот, очевидно, основывался на представлениях о важности добрых, мирных и хлебосольных отношений между семьями сватов. Обиженный свёкор мог не допустить своего сына и его жену к родителям снохи, поэтому сват и сватья у тестя и тёщи их сына на празднике считались главными гостями, которых сажали за стол в передний угол, под самые образа. Впрочем, такие отношения продолжались только до семейного раздела: как только отец зятя выделял сына (т. е. сын обзаводился своим хозяйством), он уже ни в каком случае не мог рассчитывать на обязательное прежде приглашение к своему свату, то есть к сыновнему тестю. При этом многие крестьяне в соблюдении праздничного хлебосольства принимали в расчёт ещё и равенство семьи: если число взрослых в одной семье значительно превышало число в другой, то последняя семья имела право уклониться от хлебосольных приглашений первой семьи. Но если между двумя семьями уже установились дружеские, близкие отношения, они, как правило, поддерживались долгое время, вплоть до крупных изменений в семейном строе. 

Из дома тестя в гости к зятю, если он являлся самостоятельным хозяином, на праздник приглашался, в первую очередь, глава родственной семьи, а также его жена и старшие сыновья с жёнами и детьми. Если же зять в оной семье находился на второстепенном положении, то приглашался, как правило, только один его тесть с женой. Приглашение целой семьи происходило только в том случае, если обе семьи подружились и обе они были приблизительно равночисленны. Из дома свата в первые годы после свадьбы тесть приглашал самого свата с женой и старшего сына, если таковой имелся, а затем и других членов семьи, пользовавшихся в ней особенным влиянием. Детей зятьев в гости к своему деду брали всех без исключения: они неизменно пользовались особенно нежным уходом и заботой со стороны своей бабушки по матери и нередко оставались у бабушки и дедушки на несколько дней после праздника. Вообще для детей это время считалось самым приятным, т. к. в гостях у бабушки и деда они были окружены любовью, их угощали различными лакомствами, и вообще они чувствовали себя полными хозяевами. 

В некоторых местах к Рождеству Богородицы приурочивался и обычай навещать новобрачных, особенно обвенчавшихся незадолго до праздника. Например, в Тульской губернии специальный позыватый приглашал всех родных и знакомых навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё, поучить их уму-разуму. Собравшихся угощали сытным обедом, после чего молодая хозяйка показывала им своё хозяйство в доме, а хозяин водил гостей во двор, демонстрировал в амбарах жито, в сараях – летнюю и зимнюю упряжь, а в саду подносил им свежее пиво из бочонка (другое название праздника – Поднесеньев день. Угощая гостей пивом, приговаривали: «Аспосов день – поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте – хозяйского добришка не жалейте!»).  Гости, по обычаю, в это время должны были хвалить молодых и давать им различные наставления и советы. 
Рождество Богородицы соотносилось в народной традиции с началом осени. На Аспосов день заканчивалось короткое бабье лето, и женщины рано потру выходили на берега рек и озёр «встречать матушку осенину». Девицы в этот день встречали осень песнями, играми, хороводами.