Традиции славян в Праздник Преображения Господня

С Праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

У славян этот праздник назывался Преображение, Второй Спас, Средний Спас, Яблочный Спас, Спас-на-горе, Второй Калинник.

На Руси Второй Спас считали очень большим и значимым праздником, однако при этом большинство крестьян совершенно не имело представления о том событии, которое отмечала Церковь, и лишь в некоторых местах этот день называли Спасом на горе – в память о месте, где свершилось Преображение Господне. В большинстве случаев Второй Спас считали праздником первых плодов и называли его Яблочным, т.к. к этому времени начинают поспевать яблоки и прочие фрукты (у южных и западных славян с Преображения начинался сбор винограда, и после церковного освящения виноград первые разрешалось употреблять в пищу), а текже овощи и прочее (овощи, фрукты и вообще различные плоды занимали видное место в быту крестьян; недаром в народе говорили: «Не совсем ещё беда, если урожай плох, да всякого слеться (т.е. плодов и ягод) много». Огородничество было распространено повсеместно, даже в северных районах, причём не только в деревнях, но и в городах). 

В народе говорили: «Пришёл Спас – яблочко припас», «Яблоки не родятся – так и Спаса не будет», «Второй Спас яблочком разговляется», «Второй Спас – всему час, всё поспевает» и т. д. До Преображения на Руси обычно не ели никаких садовых плодов и овощей кроме огурцов. 

Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, репу и прочее) обычно приносили в церковь для освящения. В некоторых местах к ним присоединяли и мёд, и первые колосья хлеба. Освящение нового урожая на Второй Спас совершалось у всех восточных славян, поскольку наши предки, привыкшие всё начинать и оканчивать благословением Божиим, не могли не призывать его на то добро, которое ими теперь собиралось. Каждый хозяин считал своим долгом принести в церковь для благословения всю свою новину (продукты нового урожая); и в конце праздничной литургии после заамвонной молитвы и раздачи антидора священник благословлял эти дары земные, читал над ними молитву и окроплял святой водой, за что прихожане откладывали ему в особые корзины начатки, т. е. небольшое количество плодов каждого вида. Остальные забирали домой и разговлялись ими, а освящённые колосья и семена хозяева бережно хранили до будущего сева, чтобы первыми бросить их в землю.

У богатых хозяев, владеших садами, раньше в обычае было на Яблочный Спас после освящения плодов угощать фруктами всех нищих и больных, вдов и сирот: «На Второй Спас и нищий яблочко съест!» Вообще в старину каждый благочестивый хозяин непременно оставлял часть урожая, собранного с огродов и полей, на подаяние бедным. Тех же, кто не соблюдал этого святого обычая, односельчане всячески осуждали: «А не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!»

В некоторых местах не только освящали в церкви плоды, но также устраивали благодарственные молебны в садах. Для этого выносили в сад иконы, чаще всего – икону Преображения Господня. После этого начинался сбор яблок и прочих фруктов, а затем их продажа: «Вовремя убрать – вовремя продать». Продавали и падалицу, и хорошие яблоки разных сортов. За яблоки крестьянки обычно расплачивались грошами и куделью, а также яйцами (за одно яйцо можно было получить пригоршню-другую яблок). Целые возы яблок развозились по приходам и церквам, где и распродавались после торжественной службы. 
Помимо яблок в праздник Преображения особое внимание уделяли гороху. С Первого Спаса горох начинали защипывать, а ко Второму Спасу начиналось уже массовое его потребление, и местами по этому поводу устраивался Гороховый праздник. Заключался он в том, что поселяне, нарядившись по-праздничному, отправлялись на гороховое поле и там угощали друг друга молодыми стручками, поздравляли с горохом и распевали гороховые песни: «Девушки, горох будем сеять, / Эх, красные, горох будем сеять! / Ох, горох мой, горох, / Зелёный мой горох, / С виклиною (т.е. диким горошком) хорох, / С гороховиною горох. / Девушки, горох будем смотреть, / Эх, красные, горох будем смотреть! / Девушки, горох будем щипать, / Эх, красные, горох будем щипать!» и т.п. В Вологодской губернии после обедни служили молебен на гороховом поле, а потом всем миром разговлялись горохом: поселяне разбредались по полю и ели горох, не разбирая, где чья полоса. 

С праздника Преображения начиналась жатва ярового хлеба: «К Спасу поспевает яровое, а убирается к Семён-дню», «У Спаса не без запаса». В это же время начинался и средний сев озимых: «лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует (например, считалось, что рожь, посеянная при северном ветре, родится крепче и крупнее. Крестьяне приговаривали: «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году»)», поэтому в старину на Второй Спас священник по просьбе хозяев приходил на поле с иконами, совершал молебен и окроплял вспаханную землю освящённой водой, а кто-нибудь из почтеннейших хозяев (уважаемый всеми человек, нередко – старший в роду) бросал на освящённые места хлебные зёрна, начиная таким образом озимый сев. 

На Спасов день  во многих местах устраивались ярмарки, народные гулянья и игры. 

Ко Второму Спасу приурочивалась первая встреча осени – первые Осенины. В народе говорили: «Второй Спас шубу припас», « Пришёл Второй Спас – бери рукавицы про запас». По наблюдению поселян, в это время в тёплые края отправляются ласточки и стрижи («второй табун стрижков отлетает»), начинается отлёт журавлей, а зайцы «к Спасу пережируют, а до того тощи и детны». Старики в эту пору наблюдали за погодой, полагая, что «Каков Второй Спас, таков и январь», «В какой день Средний Спас, в таков и Покров», «Со Спаса Преображения погода преображается», «После Второго Спаса дождь – хлебогной», «Со Спаса ночи холодают» и т. п. В Сибири Преображение называли Вторым Калинником и ожидали в это время инея.